Подростки и родители. Проблемы переходного возраста

До определенного периода родители опекают малыша, жалеют, балуют, поощряют и воспитывают, так, как регламентируют традиции семьи и социальное окружение. Малыш представляет собой объект обожания, или как минимум – ласковое, нежное создание, которое так уютно раскрывает объятья, чтобы прижаться к родителям.

Но перейдя на этап взросления, родители сталкиваются со стеной непонимания. Первый такой этап приходится на 9-11 лет и характеризуется становлением личности, демонстрацией я концепции. Поведение ребенка уже не похоже на детские капризы, а родители начинают ощущать снижение авторитарности.

Что видят взрослые:

· Протест;

· Желание получить свободу/выйти из-под контроля;

· Иногда агрессию;

· Замкнутость/нежелание общаться и обсуждать многие вопросы;

· Противоречие.

Что чувствует ребенок:

· Непонимание;

· Давление;

· Ограничения;

· Недоверие;

· Иногда неполноценность;

· Страх;

· Одиночество.

Суждения взрослых и чувства ребенка не всегда такие, как описаны выше, но это одни из частых проблем, которые возникают в процессе социализации, между детьми и родителями/взрослыми.

Ответить однозначно, как поступить в той или иной ситуации, невозможно, так как каждая ситуация имеет свои корни и ряд сопутствующих факторов. Важно найти общий язык, важно не допустить развития событий в негативном русле. В то же время, сложно контролировать ребенка и его действия, когда общение зашло в тупик или близко к тому.

Как найти точку соприкосновения с ребенком?

Любым способом наладить общение, выйти из конфликта и вернуть доверие. Интересы подростка, его мир – это то, что ему важно. Поддержка его направлений, одобрение даже малых побед – путь в тонкий мир ощущений взрослеющей личности. Если расписание ребенка интенсивное, времени на переживания и внутрисемейные конфликты не остается.

Найти «друзей» ребенку трудно, точнее указать с кем дружить, а с кем нет. Здесь есть вероятность вновь натолкнуться на противоположный эффект. Лучше постараться ненавязчиво заинтересовать новым, «хорошим» окружением. Где ребенку будет не только самому интересно, но и полезно общаться.

Круг интересов неисчерпаем. Это может быть параплан или шахматы, скалодром или теннис, бассейн или физика. Перечислять можно до бесконечности. Самое главное в вопросах интересов найти союзников и стать им самим. Найдя общий интерес, например, теннис, можно обсудить приемы подач, выбрать новую «клевую» форму, пересмотреть занимательные матчи и яркие победы чемпионов.

Разделять с ребенком его интерес – это самый короткий и верный путь к позитивному и плодотворному общению. Найти время на пару сетов несколько раз в месяц однозначно пойдет на пользу всем. Не менее важно найти окружение по интересам. А там, где ребенок начнет увлеченно заниматься, найдутся и соратники, следовательно, о негативном влиянии улиц можно будет на некоторое время забыть. Пережить этот период, не впадая в крайности сложно для всей семьи и особенно для формирующейся личности, которой необходима поддержка и понимание.