Детская мотивация в деталях

Каждая мотивация строится на определенной связи:

  1. Если я сильно хочу, я стараюсь;
  2. Если я стараюсь, у меня хорошо получается;
  3. Если у меня хорошо получается, то я радуюсь результату
  4. Я радуюсь результату, если стараюсь.

Перескочить любой из этих пунктов, значить искоренить мотивацию в дальнейшем.

Примеры по пунктам:

  1. Малыш рисует кружки в прописи, они не совсем получаются. Необходимо объяснить, что здесь нужно постараться, делать медленно, тогда получится. Без стараний не получится, мозг малыша сам еще не способен понять связь стараний и результата. Связь прерывается между первым и вторым пунктом.
  2. Кружки при старании получаются ровные, правильные, но за одним правильным идут несколько подряд «некондиционных». Ребенку не интересно, хотя он начинал стараться, но бросил, и закончил второпях, а то и вовсе перестал рисовать после второго кружка. Прерывается цепочка со второго на третий пункт, нет интереса, нет приятного процесса.
  3. Последняя связующая четырех пунктов самая сложная. Здесь присутствует заинтересованность, есть положительные эмоции по завершению процесса, но нет осознания в голове, что если начал, сделал хорошо, пришел к отличному результату, то и настроение будет замечательное. Здесь два варианта: а) нет веры в себя; б) нет осознания/контроля над импульсами.

Как установить прочную связь между пунктами, усилить мотивацию?

  1. Проявляйте заботу

Некоторые детки нуждаются в постоянной поддержке. Им важно одобрение каждого действия, не скупитесь на похвалу, проявляйте заинтересованность, помогайте в процессах, подготавливайте базу для действий. Сытый, выспавшийся ребенок, в комфортной обстановке способен решить поставленную задачу быстрее и эффективнее, нежели тот, которого заботят бытовые вопросы связанные с собственными физиологическими потребностями.

Маленьким непоседам сложно участвовать в длительных мероприятиях, даже если это всего лишь домашнее задание. Разделите на десятиминутные отрезки «домашку», пусть трехминутный перерыв сопровождается маминым объятьем, веселой музыкой и возможно дело пойдет быстрее.

Каждый случай уникален, прислушивайтесь к деткам. Возможно, есть какой-то негативный фактор, мешающий что-то сделать. Доверие здесь имеет огромное значение, если оно есть, можно постараться выяснить, что мешает малышу в процессе его работы и устранить преграду.

Например, некоторые ученики неохотно идут на занятия, несмотря на интерес к учебе. Возможно, есть некто, может старшие ребята, которые обижают детвору. Неудачный фасон, цвет, формы или рюкзака, тоже может стать причиной нежелания появляться среди сверстников. Вариантов множество, а узнать их могут только самые близкие.

Поменять форму, перевести в другой класс, провести беседу с обидчиками, любым способом скорректировать негативный момент, но таким образом, чтобы не создать своему малышу еще больше переживаний. Не стоит объяснять, что форма у всех такая – раз не идет, значит не у всех, возможно дополнительный элемент или наоборот его отсутствие в форме, поможет исправить ситуацию.

  1. Участвуйте в деятельности

Если заниматься вместе с маленьким ребенком, то можно корректировать процесс любой задачи. Не страшно помогать в процессе, даже лучше, когда малыш не замечает этой помощи. Можно проработать сложный для него этап отдельно, а в конкретном случае, пусть малыш считает, что он хочет и может, он старается и у него получается. Но должен быть адекватный результат, если делали поделку-слоника, то и должен на выходе получиться слоник.

Школьники «скучают» выполняя задания дома. Не все, конечно, есть и те, что «горят» предметами и сами рвутся всё решить, но таких единицы. Здесь варианта два или заинтересовать предметом, или дать понять, что быстро выполнив скучную работу, можно заняться чем-то увлекательным. И уроки можно на первых порах делать вместе.

  1. Маленькие награды

«За каждую выведенную цифру – ягодка». Такой стимул гораздо эффективней, чем мороженное после всех занятий, и с маленькими детьми гораздо лучше, чем игрушка после недели удачных занятий. Любое дело должно проходить в позитиве. Ягодки – это не приз, к которому стремится ребенок, это своего рода антиоксидант, не дающий испортиться настроению.

  1. Поощрение и порицание

С одной стороны перехвалить невозможно, но с другой, всё же необходима аккуратность. Если оценивать каждое действие и твердить, что хорошо, а что плохо, есть вероятность вырастить зависимого от чужого мнения человека. Важно не переусердствовать. Одобрения конечно должны быть в приоритетном большинстве. Но общее количество похвал и порицаний недолжно зашкаливать. Все оценки (за это я тебя люблю или напротив, фу как некрасиво – это тоже оценки), не должны превалировать над обычным, уважительным общением.

Кроме всего, поддержка важна в трудные минуты. Не сдал экзамен (конечно, в случае, если сам переживает) надо успокоить, подбодрить, проработать вместе слабые места.

Хороший результат обязательно поощрять собственной радостью за успех, с самого раннего возраста. Эйфория от собственной удачи – это самый важный и мощный мотиватор.

Отлично помогать и поощрять и в процессе получения навыка. Например учась в художественной школе не получаются сразу шедевры, но и яблоко с тенью – это уже превосходный результат, которому можно и нужно радоваться.

С ребенком нужно быть справедливым по-взрослому, по-настоящему. Иначе фальшь будет ощущаться и пропадет доверие, вера в себя, желание что-то делать.

Учиться планировать и предвосхищать результат, еще один мощный стимул.