Дети улиц. Опасная свобода

Информационная возможность улиц повсеместно привлекает подрастающее поколение. Это среда, где нет гендерных разграничений и возраст не имеет особого значения.  Детей привлекает «правдивость», многоликость событий, возможность почувствовать самостоятельность и свободу собственного выбора.

Родители редко имеют полное понимание уличных привычек и действий своего ребенка.
На первый взгляд, помощь в быту, такая как поход за хлебом, оборачивается рядом эмоций, которых не достает детям в домашнем общении. Такого количества впечатлений в окружении семьи получить не всегда возможно. За часовой поход в магазин, ребенок встречает знакомых, обменивается новостями, узнает что-то интересное для себя, но не всегда благоприятно влияющее на формирование сознания, общепринятых моральных устоев.

Правила улиц

В уличном общении обязательно присутствует определенный сленг. К примеру, вряд ли дети, обсуждая домашние новости, родителей называют именно мама или папа, чаще это «предки». Острая и особо привлекательная тема жаргона — это интимные отношения, секс. Ненормативная лексика дает подросткам ощутить свободу, и нередко за простым общением следуют не всегда безобидные действия.

Невозможно разграничить «плохих» и «хороших» ребят, благополучные семьи и проблемные — улица обезличивает всех и дает совершенно другие роли. То есть, домашний, на первый взгляд сын, попадая в окружение «местной шайки», не всегда волен справиться со стереотипом общения внутри компании. Существует несколько сценариев, два из которых могут судьбу благополучного подростка переиграть и направить в противоположную сторону.

Дети чувствуют подавляющий, грубый авторитет старших и невольно чаще неосознанно начинают копировать стиль общения.

Как быть?

Как поступить родителям, чтобы снизить негативное влияние «свободы улиц»? В первую очередь создать атмосферу дома, которая сможет заинтересовать, захватить внимание ребенка. Так же важно докопаться до интересов подростка и помочь влиться в другой, создающий традиционно правильные мотивации, коллектив. Будь то спорт, творчество, обучение, путешествия.

Это не значит, что необходимо всё свободное время расписать поминутно. Шахматы, математические кружки, танцы, пение, иногда детей «перегружают» — это не полезно. Нельзя исключать общение дома. Доверительные беседы за ужином, вникание в детские проблемы, искренняя заинтересованность в чувствах ребенка — обязательные атрибуты для того, чтобы не нарушить связь между родителями и детьми. Это важнее работы, телевизора, других бытовых и рутинных дел. На общение всегда надо планировать время.

Педагог Станислав Шацкий изучал влияние детского труда на формирование личностных качеств и определил однозначную пользу от различных видов и для различных возрастов. Так, дошкольник не может прибывать в однотипном труде более нескольких минут. Необходимо создавать этапность, тем самым сменяя формы труда. Переход от простого к сложному в одной и той же задаче формирует более четкое понимание процессов и не дают потерять интерес. К примеру, замесить тесто можно без применения бытовых приборов. Постепенно можно включать в процесс разделитель белка и желтка, тестомес, миксер. Так ребенок будет понимать роль инструментов, и получать навыки использования.

Труд в кругу семьи может стать полезным и увлекательным занятием, отвлечь от уличных интересов. Ведь выполняя работу дома маленький человек начинает ощущать свою причастность, нужность, ответственность. В процессе совместной деятельности происходит важное общение, приучение к быту и формирование отношения к рутинным, но важным бытовым делам. Задача взрослых — эту рутину превратить в интересное действие. Выиграет не только подрастающее поколение, но и взрослые смогут делать необходимые домашние хлопоты с улыбкой.